«Від відлагодженого механізму влади залежить формування майбутнього держави»

Виктор Пинзеник: учиться жить по средствам

29.09.2017
«Премьер называет главный финансовый документ на 2018 г. бюджетом «роста и экономического развития». Но мне трудно согласиться с этим «ярлыком». Как и наслаждаться будущим экономическим развитием. Ибо последнее прогнозируется на уровне 3%, после спада на 6,6% и 9,2% соответственно в 2014 и 2015 гг.», - начинает беседу с нами бывший вице-премьер и экс-министр финансов и экономики, народный депутат Виктор Пинзеник. 
 Жизнь не по средствам
 - Виктор Михайлович, по словам премьера Владимира Гройсмана, новый бюджет впервые в истории страны превысит цифру в 1 трлн грн. Это - достижение?
- Надо уточнить, о каком бюджете идет речь. Если о государственном, поданном правительством - то нет. Более триллиона гривен оценивается сводный бюджет (государственный вместе со всеми местными бюджетами). А государственный бюджет как по доходам, так и расходам - меньше 900 млрд грн.
 - В правительстве анонсируют рост минимальной зарплаты на 16,3% (до 3720 грн в мес.), увеличение расходов на медицину, образование, помощь малообеспеченным гражданам и другие социальные «пряники». За счет чего?
- Прирост доходов госбюджета-2018 ожидается в 106 млрд грн., что на 14% выше показателя, одобренного законом на текущий год. Основной вклад в это увеличение производит не растущая экономика, а повышение цен. 
- Достижим ли уровень инфляции в 7% и удовлетворителен ли рост ВВП на 3%?  
- «Треугольник» «минималка» – инфляция – рост в 3% стоит внимания, и здесь что-то не то. Можно ли при росте экономики на 3% увеличивать минимальную заработную плату на 16,3%? Можно, утверждает проект бюджета. Но чем наполнять увеличенные доходы? Экономика не дает такого наполнения. Тогда нужно ставить под сомнение реальность прогнозируемого показателя инфляции в 7%. Замечу, что показатель инфляции в последние годы не был соблюден ни разу.  
- Почему закладывают рост курса доллара до 29,3 грн/долл.?
 - Отложим в сторону другие факторы, влияющие на курс. Обратим внимание на архитектуру самого бюджета, вернемся к уже упомянутому ранее «треугольнику». Наша экономика не растет так, как хотят увеличить доходы. И этот пробел может восполнить не наша экономика, а импорт. И мы видим в материалах в бюджет дефицит внешней торговли в 7 млрд долл., нездоровый в нынешней ситуации. Это будет давить на обменный курс в дополнение к другим проблемам. - На оборону запланированы те же 5% ВВП, но, с учетом роста доходной части, сумма вырастет на 14,8%. Прокомментируйте, пожалуйста. - Цифра 5% ВВП - относительная. А поскольку меняется номинальный уровень ВВП (в действующих ценах), растет и абсолютный размер расходов на оборону. Поэтому конфликта цифр здесь нет.
- Какие пункты главного финансового документа страны вас тревожат и почему?  
- Аналитики обнаруживают значительные перекосы в динамике затрат на отдельные бюджетные сектора. Но они обусловлены не самым бюджетом, а законами, которые принимались ранее. В значительной мере они заложили перекосы, которые будут сейчас проявляться. И я имею в виду не нужды обороны, а те искажения, которые существуют в оплате труда. Меня волнует значительная нехватка средств в бюджете и продолжение политики стремительного наращивания долгов. 
- Реалистичен ли бюджет-2018? 
- Реалистичен с какой позиции? По доходам - ​​да. Хотя есть проблемы с фундаментом, с макроэкономическим прогнозом, на котором он базировался. По расходам - ​​нет. Потому что планируют потратить то, чего нет. А это называют дефицитом. Таких расходов планируют сделать на сумму 78 млрд. грн. Но это не все. Некоторые расходы законом не зафиксированы, правительству предоставляется право увеличивать их размер. Вспомните недавние, совершенные подобным образом значительные расходы на ПриватБанк. К тому же проводятся они «мимо кассы», минуя счет государственного казначейства. Камень преткновения  
- Во время Украинского финансового форума в Одессе министр финансов Александр Данилюк отметил необходимость проведения еще трех реформ - земельной, налоговой и реформы исполнительной службы и инфраструктуры. Также он подчеркнул, что в ближайшие два года Украина завершит большую приватизацию. Будет ли это реализовано?
- Мне трудно судить однозначно, ведь в последние годы приватизации почти не происходило. Напомню, в прошлом году было продано объектов госсобственности всего на 189 млн. грн. А это 0,05% по отношению к доходам государственного бюджета. Знаю, что приватизация является одним из «камней преткновения» в отношениях с МВФ. Она важна как в инвестиционном аспекте, так и в недолговом финансировании расходов и преодолении коррупции. Надеюсь на прогресс в этой сфере, определенные признаки которого демонстрируются сейчас.
 - «Процедура проведения приватизации упростится, прозрачность усилится и появится такая новация, как электронный аукцион», - заявляет П. Порошенко, опираясь на законодательные новации, которые обсуждались Нацсоветом реформ. Помогут ли процессу приватизации новые правила?
- Как приватизация, так и ее процедура требует политической воли. Прозрачную приватизацию можно делать и по действующему законодательству. Вспомните «Криворожсталь», проданную таким образом почти за 5 млрд. долл. Хотя не секрет, что действующее законодательство по приватизации содержит немало коррупционных лазеек, от которых надо избавиться. Самое главное в этом процессе - открытость, прозрачность и политическая воля.  
- Спасет ли экономику масштабная приватизация?  
- Нельзя сводить украинскую ситуацию к какой-то одной проблеме. Вспомним, что у нас уже два десятилетия ежегодно проводятся налоговые «революции». Они происходят, налоговые проблемы остаются. Приватизация важна, но даст ощутимый эффект в контексте осуществления целого ряда системных мер и реформ. 
- Привлечет ли приватизация в экономику масштабные инвестиции? Или для этого нужно что-то другое? 
- Приватизация является лишь одним из каналов привлечения инвестиций. Для решительного прорыва наша экономика нуждается в десятках миллиардов. Очевидно, не стоит ожидать такого притока только за счет приватизации. Для этого нужно то, что принято называть «благоприятным инвестклиматом».
 В ожидании чуда
 - В выступлении на Генассамблее ООН президент Петр Порошенко заявил, что сейчас, наконец, можно утверждать: наша экономика возрождается. Что вы думаете по этому поводу? 
- Никто не может отрицать тот факт, что после периода спада украинская экономика растет второй год подряд. Ожидания на следующий год тоже положительные. Но всех нас должно тревожить следующее обстоятельство: за три года (в т.ч. прогноз на 2018 г.) украинская экономика восстановится лишь немного больше того, что было потеряно в одном 2014 г. Украина должна выйти на новое качество роста, базирующегося на масштабных инвестициях в экономику. 
- В одном из последних интервью вы отметили, что возрождение экономики должно происходить за счет различных секторов. Какие для Украины в приоритете?
 - Приоритетными становятся те сектора, в которые готов вкладывать средства частный инвестор. 
- Что для развития этих отраслей должна сделать государство?
 - Первое - не мешать. Постоянная «заботливая опека» государства оборачивается ничем иным, как препятствиями для инвестиций и масштабной коррупцией. А вот что обязано сделать государство - устранить риски для инвестора. И не только упомянутые. Приоритет остается в плоскости финансовых рисков, обусловленных нездоровыми государственными финансами. За три года в этом отношении мы отошли от края обрыва. Но ушли недалеко, легко вернуться назад. Так что нужно доказать соответствующими действиями и изменениями, что дороги назад нет. 
- К 2020 г. Украина обязана выплатить по внешним займам 22 млрд.долл. А уже в следующем году придется отдать 17 млрд. долл. Стоит ли наращивать внешний долг? 
- Давайте сначала разделим долги, потому что они - государственные и негосударственные. Что касается государственных, скажу так: их нельзя не только наращивать, их нужно не иметь вообще. Надо научиться жить в пределах имеющихся средств. В нынешних украинских реалиях я увидел бы чрезвычайно сильный положительный сигнал, если бы Украина прекратила наращивать долги. Но для этого нужно устранить их причину - дефицит бюджета. Когда речь идет о внешних долгах, эта тема касается обменного курса. И здесь уже имеют значение не только долги государства, но и негосударственные. И хотя ситуация несколько улучшилась (внешний долг уменьшился на 27 млрд. долл.), наша внешнедолговая зависимость и ее влияние на поведение обменного курса остаются сильными. 
- По словам министра финансов, он видит потенциал для экономического развития Украины на 6-7% в ближайшие годы. «Идет цунами. Но не разрушительное, а в интересах Украины. Есть заинтересованные в Украину инвесторы. Мы должны использовать эту возможность и продолжать показывать прогресс реформ», - отмечает А. Данилюк. Возможно ли возникновение «украинского экономического чуда» и когда? 
- Отвечу лаконично: очень хочу увидеть это цунами. «Украинское чудо» возможно. Но когда - не скажу. Потому что не знаю.

Останні коментарі:
Новий коментар
Ваше Ім'я:*
Тема:*
Коментар:*
CAPTCHA
Введіть слово з малюнка *:
* - обов'язкові поля



Спілкування

Гриценко Володимир Андрійович :
Шановний Вікторе Михайловичу, скажіть будь ласка, якою ціною велася політика фіксованого валютного к ...

Віктор Пинзеник: Шановний Володимире Андрійовичу! Навряд чи скажу зараз більше, ніж сказав у своїй статті &quo ...

Бут Валентин Вікторович :
Як я розумію, протиснувши бюджет 2015, уряд взяв курс на дефолт. Якщо так, то часу виправити той кур ...

Віктор Пинзеник: Шановний Валентине Вікторовичу! Сьогодні немає сенсу говорити про щось, не вирішивши головного - здатності держави фінансувати видатки. Ця здатність втрачена у зв'язку з ве ...

Колпакчи Олег Валентинович :
Прокомментируйте пожалуйста эту реформу ЕСВ.
Особенно интересно ваше мнение об источнике (я и
...

Віктор Пинзеник: Шановний Олеже Валентиновичу! Мені важко зрозуміти рішення щодо ЄСВ в умовах, коли нестача коштів у Пенсійному фонді цього року оцінюється майже у 100 млрд. грн. А бюджет, ...

Відео