«З фальшивими грішми багатшим не станеш»

В.Пинзеник: Правительство тянет страну в долговую кабалу

13.11.2012
Экс-министр финансов Виктор Пинзеник рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ о том, к чему ведет наращивание госдолга

 
-Как вы оцениваете стремительный рост дефицита государственного бюджета?
- Дефицит государственного бюджета в этом году приближается к крайне неприятным показателям 2009-2010 годов, - когда его консолидированное значение держалось на уровне, близком к 100 млрд. грн. Дефицит госбюджета на текущий год - 38,8 млрд. грн. Эта цифра, утвержденная последними изменениями в закон о госбюджете-2012, несколько раз пересматривалась и, конечно же, в сторону увеличения. К этой цифре следует добавить невыполнение плана доходов на 35 млрд. грн. При утвержденном законом росте доходов общего фонда госбюджета на 21,2%, за десять месяцев он фактически составил всего лишь 9%. Если же оценить прирост без учета рекордной активности такого "плательщика" как НБУ, то прирост составит лишь 6,1%. Наконец - еще один печальный рекорд - по объему предоставленных государственных гарантий. Законом они предусмотрены в сумме 79,4 млрд. грн. Большая часть из этих гарантий ляжет дополнительным бременем на и без того дырявый бюджет.
- По вашим подсчетам, насколько дорого стоили госбюджету предвыборные инициативы власти (начиная от повышения социальных выплат и заканчивая запуском льготных ипотечных программ для населения с компенсацией существенной части кредитной ставки за счет госбанков)?
- В апреле текущего года доходы госбюджета были увеличены на 34 млрд. грн. Как видите, эта цифра совпадает с цифрой невыполнения плана доходов. Одобренное в апреле увеличение доходов не имело под собой никакой экономической основы.
- Какие вы видите пути сокращения дефицита бюджета?
- Проблему бюджетного дефицита и рожденного им долга я отношу к наиболее серьезным, фундаментальным. Долговая дорога, которой нас ведут, - это дорога без будущего. Мы обязаны сойти с этой дороги. Решение должно быть комплексным и затрагивать как доходную, так и расходную часть. Немалый ресурс доходов может дать ликвидация оффшорных схем - как внешних, так и внутренних. Не меньшие возможности имеются в системе администрирования. Пробелы в этой системе создают такие же возможности, как и оффшоры. Страна не может избежать сокращения расходов. Логика такого сокращения проста и понятна нашим гражданам - логика приоритетов. В обязательном порядке должна быть сохранена социальная защита малообеспеченных граждан. Крайне важно, как я это предлагал в своей докладной записке правительству, будучи министром финансов, начать с власти, продемонстрировать ее готовность идти на самоограничение.
- Как вы оцениваете перспективы роста экономики Украины до конца текущего года и в следующем году?
- Экономика Украины росла в I и II кварталах, хотя это и не было сильным ростом - 2 и 3 процента соответственно к I и II кварталам предыдущего года. Но это уже в прошлом. В третьем квартале она уменьшилась на 1,3%. Тревожит нарастающий спад в промышленности - минус 4,7% в августе (к августу прошлого года) и минус 7,0% в сентябре. Единственными секторами, где кумулятивные показатели еще остаются плюсовыми, является торговля и услуги, но и здесь положительная динамика ухудшается. В IV квартале этого года экономика тоже будет в минусе. И без принятия целой системы действий со стороны власти ожидать в следующем году какого-то экономического чуда в росте нет оснований.
- Какую динамику внешнеторгового баланса вы прогнозируете до конца года и в 2013 году?

- Дефицит внешней торговли товарами нарастает. По итогам восьми месяцев этого года он составляет $10,1 млрд. Это почти на 25% больше соответствующего периода прошлого года ($8,2 млрд.). По итогам года получится цифра близкая к пиковому значению последних лет, зафиксированному в 2008 году - $18,5 млрд. Очевидно, без принятия профессиональных действий проблема будет только нарастать. В 2009 году дефицит внешней торговли товарами составлял $5,7 млрд., в 2010 - $9,3 млрд., в 2011 - $14,2 млрд. И не газ в этом виноват, как пытается объяснять правительство (хотя у меня никогда не вызывала положительных чувств эта газовая сделка). Расходы на импортный газ за январь-август этого года такие же, как в прошлом, даже меньше. Трудно прогнозировать дефицит, не зная того, какие действия собираются предпринять, когда невозможно понять логику этих действий. Хочется отметить лишь одно - страна приближается к тому уровню остроты проблем, когда не принимать решения становится невозможно.
- Как вы оцениваете параметры озвученного госбюджета-2013?
Никак. Я его не видел. И, думаю, не только я. Если я правильно понял, то проект самого бюджета даже в парламент не направлялся. "Погуляли" письма о бюджете. Сначала с одной стороны улицы Грушевского, а потом с другой.
- Как сейчас выглядит ситуация с возмещением НДС?
Видимо, информация об этом попала под режим Top secret. Уже несколько лет она не обнародуется. Могу назвать только общую сумму возврата. За январь-октябрь она составила 39,6 млрд. грн. За аналогичный период прошлого года было возмещено 35,7 млрд. грн.
- Нужно ли Украине сегодня брать кредиты МВФ?
Мы уже упоминали, что импорт превышает украинский экспорт. За восемь месяцев эта цифра составляет уже $10 млрд. Их надо откуда-то взять. Долларов мы не рисуем. Внешний долг Украины - $129 млрд. Его структура нехорошая. Половина - это краткосрочный долг. И в течение ближайших 12 месяцев около $60 млрд. надо вернуть. Что же мы имеем? $25,5 млрд. резервов НБУ. Но проесть их и оставить страну без золотовалютных запасов недопустимо. Исходя из этих реалий, очевидно, что без новых заимствований невозможно говорить о достижении баланса приведенных цифр. И именно в этом контексте следует говорить о МВФ. Он дает дешевые кредиты. Но в отличие от обычного коммерческого кредитования он увязывает их предоставление с выполнением определенного плана действий по выходу из ситуации. В сложных для многих стран ситуациях он к тому же играет роль определенного маяка, на который ориентируют свое поведение другие потенциальные кредиторы страны. Создан был этот международный институт для предоставления кредитов с целью покрытия дефицита платежного баланса отдельных стран (разрыва между притоками валюты извне и ее оттоком). Получателем средств является Национальный банк. Предоставление кредитов правительству для покрытия дефицита бюджета является исключением, а не правилом.
- Сделайте, пожалуйста, экскурс в историю украинских долгов (государственного и частного сектора)? Что мы имеем на данный момент?
- По состоянию на 1 октября текущего года государственный долг (прямой и гарантированный) составил 495,8 млрд. грн. Это в 5,6 раза больше, чем на начало 2008-го (88,7 млрд. грн.). За 2008-2009 годы прирост долга составил 229,2 млрд. грн, а без учета эффекта девальвации по внешней части долга - 187 млрд. грн. С 2010 до настоящего времени долг увеличился на 178 млрд. грн. Как предыдущее, так и нынешнее правительство тянут страну в долговую кабалу. Долг, который мы рассматривали, имеет отношение к бюджету. Есть еще один срез долга - внешний. Их часто путают. Внешний долг включает в себя часть государственного (без внутреннего) и внешнюю часть долгов банков и экономики. Со $129 млрд. долга по состоянию на 1 июля этого года $30,2 млрд. - это долг государственных органов (23,4%). Остальное - это долги банков и экономики. Таким образом, государственные долги не являются определяющими во внешнедолговых проблемах. Но от этого гривне не легче. Ибо источник, где можно покупать эту валюту, всего лишь один, а приток валюты в страну не сопоставим с ее оттоком.
- Какие риски несут в себе индексированные бумаги Минфина?
- Такие займы по сути не имеют фиксированной ставки доходности, поскольку реальный уровень зависит от обменного курса. Все хорошо почувствовали тяжелые последствия кредитов в твердой валюте, полученные до кризиса 2008 года. Сейчас процентные ставки по таким кредитам достигают 80%, а то и больше годовых. Неужели плохой опыт валютных займов ничему не научил?
Как вы оцениваете растущую активность Минфина по внедрению государственных долговых инструментов для населения?
Как и в предыдущем случае, это попытка обойти проблему, спрятаться от нее, создать иллюзию ее отсутствия. Я не верю в успех этой затеи даже приближенно в тех масштабах, которые имеют хоть какое-то существенное значение. Нужно понять: правительству не одолжат денег не потому, что их нет, а потому что такие займы становятся все более и более рискованными. И пока этого не поймут - никакие изобретения новых инструментов не помогут.
Будет ли в Украине запущен "печатный станок"? Когда, зачем и в каких масштабах? Очень надеюсь, хочу верить, что не будет. Пока монетарная позиция НБУ не вызывает тревоги. За 10 месяцев центробанк нарастил в своем портфеле 11,2 млрд. ОВГЗ, имея их на общую сумму 95,5 млрд. грн. Но нарастающие проблемы с дефицитом, трудности с обслуживанием долгов и осуществлением новых заимствований увеличивают риски привлечения Национального банка к решению правительственных проблем. Успешные аукционы по привлечению в бюджет средств средств, похоже, возможны только с помощью НБУ.
- Насколько сегодня велики риски девальвации гривни?
- Фундаментальный баланс страны - платежный - нарушен. Мы говорили об этих проблемах. Искусственно удерживая обменный курс и проедая резервы (по сравнению с августом прошлого года трети резервов уже нет), проблему только усугубляют и заводят в тупик. Это создает проблемы при получении новых займов. Трудно ожидать новых кредитов, когда кредиторы видят, как правительство и НБУ спокойно теряют валютные резервы и заявляют, что не собираются отходить от такой политики.
Сохранение нынешней политики является одной из причин аномально высоких ставок по депозитам при низкой инфляции, а также такого феномена, когда ставки по коротким депозитам превышают ставки по долгосрочным. Для удержания гривневой ликвидности в условиях девальвационных ожиданий банки вынуждены привлекать ресурсы любой ценой. Этому способствует и политика гривневого голода, которую проводит Национальный банк, и отсутствие прозрачных процедур доступа банков к ресурсам НБУ. Я не представляю, как экономика способна в этих условиях брать кредиты под 25-30% годовых. Я не представляю, как в таких условиях может получать прибыль банковский сектор и выздоравливать после серьезных ударов, полученных в период кризиса. Круг взаимосвязанных проблем нарастает и усугубляется. Неужели только наступление шоковых ситуаций заставит правительство и НБУ предпринимать правильные и ответственные действия?
- Нужна ли Украине стабильная гривня?
- Стране необходима прогнозируемая гривня. Как принимать экономические решения, не имея возможности предусмотреть курс? Главным мерилом стабильности национальной валюты является инфляция.
Что необходимо делать правительству для улучшения инвестиционного климата в стране? Почему в Украину не идут инвестиции?
Инвестиции идут туда, где нет рисков финансового характера (дефицита бюджета и растущего государственного долга, разбалансированного платежного баланса и постоянных рисков неконтролируемой девальвации), где просто открывать бизнес, где не нужно ежедневно ходить к чиновникам за разрешением или согласованием, где сам имеешь право продавать произведенное, где налоги определены законом, а не являются продуктом договоренностей с чиновником, где нет риска потерять собственное дело по независящим от тебя причинам. Без изменения ситуации разговоры об инвестициях так и останутся разговорами.
- Почему вы решили баллотироваться в парламент по спискам партии Удар?
- Попасть в парламент или правительство - не самоцель. Это всего лишь инструмент для достижения определенных целей. Ценности, исповедуемые партией Удар Виталия Кличко, были основанием для принятия мной такого решения.
Беседовал Руслан Кисляк

Останні коментарі:
Новий коментар
Ваше Ім'я:*
Тема:*
Коментар:*
CAPTCHA
Введіть слово з малюнка *:
* - обов'язкові поля



Спілкування

Гриценко Володимир Андрійович :
Шановний Вікторе Михайловичу, скажіть будь ласка, якою ціною велася політика фіксованого валютного к ...

Віктор Пинзеник: Шановний Володимире Андрійовичу! Навряд чи скажу зараз більше, ніж сказав у своїй статті &quo ...

Бут Валентин Вікторович :
Як я розумію, протиснувши бюджет 2015, уряд взяв курс на дефолт. Якщо так, то часу виправити той кур ...

Віктор Пинзеник: Шановний Валентине Вікторовичу! Сьогодні немає сенсу говорити про щось, не вирішивши головного - здатності держави фінансувати видатки. Ця здатність втрачена у зв'язку з ве ...

Колпакчи Олег Валентинович :
Прокомментируйте пожалуйста эту реформу ЕСВ.
Особенно интересно ваше мнение об источнике (я и
...

Віктор Пинзеник: Шановний Олеже Валентиновичу! Мені важко зрозуміти рішення щодо ЄСВ в умовах, коли нестача коштів у Пенсійному фонді цього року оцінюється майже у 100 млрд. грн. А бюджет, ...

Відео